Все статьи
8 января 1849 г. в Николаеве родился выдающийся русский военно-морской деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь, вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
текст
Отцом Степана Осиповича был отставной прапорщик флота Осип Фёдорович. В 1858 г. семья Макаровых переехала на Дальний Восток, в г. Николаевск (https://www.prlib.ru/history/619453) (ныне г. Николаевск-на-Амуре). Поступив в местное морское училище на отделение, готовившее штурманов для Военно-Морского Флота, Макаров показал блестящие успехи в учёбе. Вскоре он был замечен контр-адмиралом П. В. Козакевичем, по ходатайству которого Степана Осиповича зачислили в Тихоокеанскую эскадру. В течение нескольких лет Макаров ходил в походы на кораблях эскадры, успешно осваивая морское дело. В 1864 г. он был произведён в фельдфебели, а после блестяще выдержанных выпускных экзаменов, в виде исключения, — в гардемарины флота с зачислением в Морской кадетский корпус в Петербурге. После двухлетних учебных плаваний на корвете «Аскольд», в 1869 г. Макаров получил первый офицерский чин мичмана. Одновременно с освоением морского дела он начал проявлять себя как учёный, публикуя научные статьи в «Морском сборнике».

  После назначения на броненосную лодку «Русалка», молодой офицер предложил ряд новаторских усовершенствований в области кораблестроения. Его идеи о разделении судов водонепроницаемыми отсеками, о внедрении магистральных трубопроводов и использовании специальных пластырей для заделывания пробоин нашли высокую оценку у вышестоящего командования, и в 1871 г. по представлению адмирала Г. И. Бутакова (https://www.prlib.ru/history/619615) Макарову был присвоено очередное воинское звание лейтенанта. В дальнейшем Степан Осипович не раз возвращался к проблемам непотопляемости кораблей, опубликовав на эту тему ряд научных трудов. В 1876 г. Макаров был переведён на Черноморский флот, где вскоре ему удалось применить свои навыки и умения на практике. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он командовал вооружённым пароходом «Великий князь Константин», который в короткий срок был переоборудован в миноносный и торпедоносный корабль.

Настоящим прорывом в военно-морской науке и практике стало первое в истории успешное боевое применения торпеды: в январе 1878 г. на батумском рейде был потоплен турецкий сторожевой корабль. За боевые действия на море в ходе русско-турецкой войны Макаров за год получил два внеочередных звания, став капитаном 2 ранга, орден Владимира (https://www.prlib.ru/history/619594) 4-й степени, Св. Георгия (https://www.prlib.ru/history/619789) 4-й степени и золотое оружие «За храбрость».

  В 1880-1881 гг. Степан Осипович принимал участие в Ахал-Текинской экспедиции генерала М. Д. Скобелева (https://www.prlib.ru/history/619582), организовав доставку необходимых для армии грузов и припасов водным путём из Астрахани в Красноводск. В конце 1881 г. Макаров опубликовал свой знаменитый труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», который был удостоен премии Академии наук (https://www.prlib.ru/history/618924). В начале 1882 г. Степан Осипович был переведён на Балтийский флот и произведён в капитаны 1 ранга. В 1886-1889 гг. он совершил кругосветное плавание на парусно-винтовом корвете «Витязь».

В 1891 г. контр-адмирал Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии, проведя на этой должности большую работу по внедрению новых принципов и усовершенствований в вооружение военно-морских кораблей. В 1897 г. увидел свет его капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», в котором Степан Осипович изложил свои взгляды на проблему боевой готовности русского флота. Начиная со второй половины 1890-х гг. Макаров также отстаивал идеи укрепления материальной базы и боевой подготовки флота на Дальнем Востоке ввиду возможного обострения отношений с Японией и другими государствами.

 Ещё одной стороной деятельности неутомимого адмирала стали арктические исследования. В 1898 г. было завершено строительство ледокола «Ермак» (https://www.prlib.ru/history/619672), на котором Макаров совершил ряд высокоширотных плаваний к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и Новой Земле.

  В 1904 г. давние опасения Макарова о конфликте на Дальнем Востоке и неготовности к нему русского флота подтвердились. В условиях начавшейся русско-японской войны Степан Осипович был назначен командующим Тихоокеанской эскадры. За короткий срок в марте 1904 г. новый командующий предпринял энергичные меры по укреплению флота, однако ему не удалось завершить начатые мероприятия. 31 марта (13 апреля) 1904 г. флагман Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и затонул на внешнем рейде Порт-Артура. Погибли около 700 членов экипажа и вице-адмирал Макаров, находившийся на борту «Петропавловска». Гибель броненосца и командующего, пользовавшегося всеобщим уважением и почётом, стала настоящей трагедией для русского флота и крайне отрицательно сказалась на всём дальнейшем ходе русско-японской войны.

Источник: Президентская библиотека
478 4
Введите E-mail для отправки


Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки